Как встать на биржу труда?
Как зарегистрироваться в центре занятости и получить пособие по безработице?
Кому полагается пособие и какие документы потребуются?
Для того, чтобы официально стать безработным, получать пособие и предложения о работе, необходимо:
  • обратиться в ЦЗН лично или через Госуслуги;
  • написать заявление на получение статуса безработного;
  • предоставить пакет документов, состав которого варьируется в зависимости от конкретной ситуации.
Как получить статус безработного?
Согласно Закону № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признают трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости для поиска подходящей вакансии и готовых приступить к работе.

Чтобы россиянина официально признали безработным, нужно обратиться в ЦЗН по месту жительства и заявить о желании найти работу.

На биржу для признания его безработным может обратиться и уволенный сотрудник, и гражданин, который впервые ищет работу, и тот, кто хочет сменить место деятельности. При этом человек должен соответствовать определенным критериям:
  • его возраст — не моложе 16 лет;
  • он не занимается бизнесом;
  • не проходит военную службу;
  • не является членом фермерского хозяйства.
Для иностранцев и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, также есть возможность встать на учет на биржу. Но пособие по безработице они получать не будут, эта "опция" доступна только для граждан России.
Какие документы нужны?
Согласно постановлению правительства РФ №891, чтобы встать на биржу труда, необходимы следующие документы:
  • заявление по форме (заполняется на месте или при подаче через онлайн-сервисы);
  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справка 2-НДФЛ о зарплате с последнего места работы минимум за 3 месяца;
  • оригинал трудовой книжки (а также трудовые договоры, служебные контракты);
  • документы о полученном образовании и квалификации.
Для никогда не работавших список короче:
  • заявление по форме (заполняется на месте или при подаче через онлайн-сервисы);
  • паспорт;
  • документ об образовании.
Людям с ограниченными возможностями здоровья нужно также предоставить в центр занятости индивидуальную программу реабилитации от лечащего врача

При этом, в некоторых случаях в ЦЗН могут попросить и иные документы, которые не требует закон: это ИНН, СНИЛС, свидетельство о заключении брака.
Также нужно предоставить реквизиты банковского счета, на который будет перечисляться пособие по безработице.

Помимо всего, отдельные категории граждан должны предъявить дополнительные документы:
  • одинокие родители — справку из отдела социальной защиты населения о получении пособия на ребенка;
  • уволенные с военной службы — военный билет с отметкой о дате начала и окончания военной службы и причине увольнения;
  • уволенные из органов внутренних дел — выписку из приказа о причине увольнения;
  • беженцы — удостоверение беженца;
  • вынужденные переселенцы — удостоверение вынужденного переселенца;
  • дети-сироты — справку из органов опеки и попечительства, подтверждающую их статус;
  • лица, ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью — свидетельство о госрегистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП;
  • освобожденные из мест исполнения наказания — справки об освобождении.

Сроки и порядок признания безработным.
После того, как гражданин зарегистрировался в ЦЗН для поиска подходящей работы, если он соответствует установленным в законодательстве требованиям, органы службы занятости по месту жительства обязаны присвоить ему статус безработного. Они должны сделать это не позднее 11 дней со дня подачи документов. Но только в том случае, если ЦЗН за это время не сможет подобрать гражданину подходящую работу.
Как подать документы?
Заявление и документы о регистрации можно подать лично в ЦЗН или через государственные электронные сервисы:
  • порталы Госуслуг и "Работа в России";
  • региональные порталы ЦЗН.
Возможность дистанционного обращения стала доступна в связи с пандемией коронавируса. Правила, установленные постановлением правительства РФ, продлены до 31 марта 2021 года.

Для подачи документов в центр занятости онлайн через Госуслуги необходимо:

  1. Завести (если нет) подтвержденную учетную запись на портале государственных услуг.
  2. Войти с помощью нее на портал "Работа в России".
  3. Нажать на ФИО в правом верхнем углу, в открывшемся меню выбрать "Оформление пособия по безработице".
  4. Кликнуть на пункт "Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы", заполнить форму.
  5. В блок "Резюме" прикрепить резюме (создать его можно прямо на портале "Работа в России" в специальном разделе).
  6. В блоках "место жительства" и "место оказания услуги" ввести персональные данные, указать регион места будущей работы и службу занятости населения, в которую в дальнейшем нужно обратиться лично.
  7. Нажать кнопку "Отправить заявление" и затем отслеживать его статус.
Если подавать заявление сразу через портал Госуслуг в разделе "Содействие в поиске работы и сотрудников", то сервис также переведет на сайт "Работа в России".
Made on
Tilda